Акустические характеристики светопрозрачных конструкций Печать

Реклама убедила среднего потребителя в двух совершенно ошибочных положениях:
- пластмассовые окна значительно лучше по звукоизоляции деревянных, а про алюминиевые «теплые» окна, еще мало кто знает и ассоциируют их со старыми отечественными конструкциями;
- стеклопакет является почти волшебным средством защиты от внешнего шума.
Что касается первого заблуждения, то его развеять просто.
Коробка и переплеты занимают в окне гораздо меньшую площадь по сравнению со стеклом, к тому же они более массивны, обладают значительно большей жесткостью. Таким образом, звук проникает практически полностью через стекла.
На практике часто бывает, что при замене окон субъективно человек отмечает заметное снижение проникающего шума. Но причина этого в том, что заменены СТАРЫЕ окна без уплотняющих прокладок в притворе на НОВЫЕ, с эффективными резиновыми прокладками (а часто и с двойными). При одинаковой герметичности притворов звукоизоляция не зависит от материала створок.
Теперь - о стеклопакетах. Звукоизоляция ограждения, состоящего из двух пластин с воздушным промежутком между ними, имеет провал на т.н. резонансной частоте. После этого провала звукоизоляция интенсивно растет, повышаясь на 7-9 дБ на октаву. Для сравнения, звукоизоляция одной пластины растет на 4-5 дБ на октаву. У окон с раздельными переплетами частота резонанса находится в области 80-100 Гц, т.е. на границе нормируемого частотного диапазона или даже несколько ниже. У стеклопакетов из-за маленького воздушного промежутка частота резонанса 200-250 Гц. Таким образом, провал звукоизоляции попадает в нормируемый диапазон частот и рост звукоизоляции происходит значительно позже.
В результате, если одно стекло толщиной 4 мм имеет звукоизоляцию RA тран = 28 дБА, стеклопакет 4-16-4 - RA тран = 30 дБА, а те же стекла с промежутком 100 мм - RA тран = 35 дБА (все варианты при герметичной заделке). Действующие нормативные документы по вопросам звукоизоляции в жилых и общественных зданиях. Основным нормативным документом продолжает оставаться СНиП II-12-77 "Защита от шума", хотя за 25 лет, прошедших со времени его разработки он частично уже устарел.
Сегодня произошел переход на международные единицы: индекс изоляции воздушного шума RW (вместо IB по СНиП'у RW= IB + 2) и звукоизоляция окна RA тран в дБА, представляющая собой изоляцию внешнего шума потока городского транспорта. Введены три категории жилых зданий и две категории общественных зданий с различными требованиями. Введена смягчающая поправка +5 дБА на уровни внешнего транспортного шума, проникающего в помещения зданий.
Что касается методов измерения звукоизоляции окон, то новый ГОСТ 26602.3-99 принципиально ничем не отличается от ГОСТ 27296-87.

Основной источник шума - городской наземный транспорт, железные дороги, проходящие по территории города, являются весьма мощным источником шума, но по площади воздействия значительно уступают городскому транспорту.
Юго-восточные районы Хабаровска дополнительно подвержены действию авиационного шума самолетов.
За последние годы резко увеличилось количество автомобилей, однако основной рост произошел за счет легковых машин. Относительная доля тяжелых грузовиков уменьшилась.
Отечественные санитарные нормы достаточно жесткие, они безусловно обеспечивали бы комфортные условия проживания. Беда в том, что они повсеместно нарушаются. Чтобы днем в жилье выдержать 40 дБА при открытой форточке, снаружи у окна должно быть 55 дБА. Реально же мы имеем 70-72 дБА .В МГСН 2.04-97 уровни внешнего транспортного шума приняты днем в жилых зданиях категории А - 40 дБА (совпадает с санитарными нормами), в зданиях категории Б и В - 45 дБА. При этом учитывается, что городской шум в определенной степени стал для жителей привычным фоном, и они на него реагируют не так остро, как, например, на шум от музыкального центра или кошачьей песни.

Звукоизоляция окон зависит от трех факторов: толщины стекол, величины воздушного промежутка и герметичности притвора.
Так два стекла в глухом переплете дают RA тран при различной величине промежутка d и различной толщине стекол.

d, мм

RA тран, дБА

4+4 mm

6+6 mm

10

30

32

30

31

33

100

35

37

200

49

40

400

41

43

650

43

46



Влияние герметичности притвора наглядно видно из сравнения звукоизоляции обычного спаренного окна со стеклами 3 мм: без прокладок RA тран = 21 дБА, с одной прокладкой 27 дБА, с двойной прокладкой 29 дБА и полностью герметичное (пластилином) 30 дБА.
Влияние заполнения стеклопакета различными газами никто подробно у нас никто не изучал. Хотя специалисты из Чехии и бывшей ГДР испытывали стеклопакеты с заполнением различными газами. По их результатам заполнение аргоном, неоном, углекислым газом, водородом и фреоном практически не улучшает звукоизоляцию, отклонение от результатов для аналогичных стеклопакетов с воздухом находятся в пределах ± 1 дБА по интегральной оценке. Единственный газ, дающий устойчивое увеличение звукоизоляции на 2-3 дБ, это шестифтористая сера (SF6).
Наклеивание различных пленок на стекло тоже не дает заметного эффекта.

Следует избегать обещать заказчику выполнение требований санитарных норм. Это зависит не только от свойств окна, но и от интенсивности движения транспорта и расстояния до проезжей части улицы. Если у фасада уровень шума 80 дБА, то для соблюдения санитарной нормы днем 40 дБА окна должны иметь RA тран = 35 дБА. Это уже раздельное окно со стеклопакетом и стеклом.
Необходимо предупредить заказчика, что обещанное снижение шума будет реализовано только при закрытых окнах.
В общем виде, звукоизоляционные характеристики окон и остекленных витражей есть в справочнике проектировщика "Защита от шума в градостроительстве" (М., Стройиздат, 1993), однако там даны величины звукоизоляции RA , определенные по старому эталонному спектру. Величины RA тран по стандарту ИСО и МГСН на 2-3 дБА выше.
Такие характеристики (RA тран) приведены в Пособии к МГСН 2.04-97 "Проектирование защиты от транспортного шума жилых и общественных зданий" (М., 1999).